Перейти на полную версию форума

Зачем на Руси перепекали детей.

Автор Сообщение
Zingara
Гость

 
Сообщение: #1
Зачем на Руси перепекали детей.
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:
– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;
– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;
– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;
– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.

...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

Автор: Валентина Пономарева
(по материалам этнографических экспедиций)

Мои Пы.сы., для студентов и выпускниц:
По моему, хорошая тема для ритуалов соответствующих. Smile
08-07-2014 09:21 PM
Цитировать это сообщение
Zvezda369 На форуме
Засиделся я тут с вами:)
****

Сообщений: 418
Зарегистрирован: Apr 2014
Рейтинг: 208
Сообщение: #2
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
(08-07-2014 09:21 PM)Zingara писал(а):  Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Мои Пы.сы., для студентов и выпускниц:
По моему, хорошая тема для ритуалов соответствующих. Smile

Zingara спасибо с удовольствием почитала статью, хочу добавить из воспоминаний детства моей мамы, их было 16 детей в семье и когда ребёнок заболевал ему давали сахар который пропитывали спиртом и после этого сажали ребёнка в печь (бывало на всю ночь) при этом бабушка что то нашёптывала, ещё мама рассказывала что в этой же печке детей до пяти лет купали, а новорожденным малышам выкачивала бабушка "щетинку". Я даже сходила сфотографировала эту печьSmile благо мы её не убрали, иногда даже пироги выпекаем в ней.


Прикрепления Изображения
       


В тридевятом царстве все мечты сбываются!
08-07-2014 09:53 PM
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
беркана Не на форуме
Засиделся я тут с вами:)
****

Сообщений: 294
Зарегистрирован: May 2014
Рейтинг: 6
Сообщение: #3
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Никогда о таком не слышала, но очень интересная заметка. Спасибо автору!
08-07-2014 10:01 PM
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Suzuki
Гость

 
Сообщение: #4
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Очень интересно.
08-07-2014 11:39 PM
Цитировать это сообщение
katerinina Не на форуме
Ура, я дома!
******

Сообщений: 1,264
Зарегистрирован: Jun 2013
Рейтинг: 232
Сообщение: #5
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Zvezda369 писал(а):ещё мама рассказывала что в этой же печке детей до пяти лет купали,
И я вот вспомнила рассказы бабушки. Всегда было интересно в детстве, как там мыться и не испачкаться)


Когда внутри погибает нытик,
И не волнует, что скажет стая.
Когда сама себе - первый критик,
Корона держится, как влитая!
09-08-2014 04:50 PM
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Enotk
Гость

 
Сообщение: #6
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Девы, не так давно читала книгу (из нее цитата приведена ниже) и очень заинтересовалась таким обрядом. Поискала литературу по нему, почитала..

Мaмa, рaсскaжи, кaк ты меня в печь сaжaлa.
— То-то глупость. Очень уж ты меня криком донял, измучил — спaть не дaвaл. Вот я и решилaсь. Пришлa бaбкa Анисья, обмaзaли мы тебя всего тестом из квaшни, посaдили нa лопaту — и в печь. Печь-то, прaвдa, уже не больно жaркaя былa — после обедa было дело-то, — и подержaлa я тебя в печи сущую мaлость. А все-тaки ты, верно, очень испугaлся и кричaть перестaл. Принялaсь я тебя отмывaть из-под тестa, a оно нa волосикaх по всему телу присохло — никaк не отмоешь по первому рaзу. А тут, кaк нa грех, возьми дa зaявись твоя крестнaя Мaрья Егорьевнa: "Дa где же мой крестник, дa где же ты его от меня прячешь?" А мне тебя и покaзaть стыдно: весь-то ты в зaсохших кaтышкaх, кaк поросенок из лужи."
Николай Васильевич Кузьмин "Круг царя Соломона"

Обычно так поступали с младенцами, больными рахитом или атрофией, а согласно народной терминологии — собачьей старостью или сухотами.
В России ритуал был известен чрезвычайно широко, хотя и не повсеместно; он фиксировался в центральных, в южных, в северных губерниях, в Поволжье, на Урале, а также в Сибири (Архангельская, Новгородская, Тверская, Владимирская, Ярославская, Костромская, Вятская, Пермская, Нижегородская, Казанская, Симбирская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская, Курская, Воронежская, Оренбургская, Иркутская, Тобольская, Енисейская губернии).

«Лицо ребенка замазывается тестом, остаются открытыми только нос и рот, сам он привязывается к хлебной лопате, и после того, как посадят хлебы в печь, туда же на несколько мгновений суют и ребенка три раза. При этом приговаривают: „Собачья старость, припекись, припекись в печи!“»
В. Н. Аршинов, статья 1889 года «О народном лечении в Казанском уезде»

Несомненна связь ритуала с символикой печи, которая отождествлялась в традиционных представлениях, как с женским лоном, так и с загробным миром. Поэтому помещение ребенка в печь символизировало не только уничтожение болезни через запекание, но и временную смерть больного ребенка, пребывание его в ином мире или материнском чреве и его повторное рождение.
Подробнее об обряде нашла здесь: http://pagan.ru/slowar/p/perepekanierebenka0.php
18-12-2014 04:13 PM
Цитировать это сообщение
Светлуша
Гость

 
Сообщение: #7
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Zingara писал(а):...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

знать допечь хотела Яга Иванушку-дурака или царевича до нужной кондиции Smile чтобы с нечистью потом мог справиться! Smile
18-12-2014 07:21 PM
Цитировать это сообщение
Zingara
Гость

 
Сообщение: #8
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Светлуша писал(а):
Zingara писал(а):...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

знать допечь хотела Яга Иванушку-дурака или царевича до нужной кондиции Smile чтобы с нечистью потом мог справиться! Smile
ггг, ну да, еще и попробовать на зубок, дошел ли ))))
18-12-2014 08:52 PM
Цитировать это сообщение
Viktor-i-a Не на форуме
Ура, я дома!
******

Сообщений: 1,258
Зарегистрирован: Nov 2013
Рейтинг: 96
Сообщение: #9
RE: Зачем на Руси перепекали детей.
Zingara писал(а):Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь?

смотрела совсем недавно передачу по нтв на эту самую тему, если кому интересно, можно ознакомиться...там как раз рассказываю про бабушку, которая знает и показывает ритуал про младенца запекания в печи, тем самым изгоняли хворь...
http://www.ntv.ru/peredacha/Tainstvennay.../comments/


В игре под названием жизнь приходится не только держать в руках хорошие карты, но и хорошо играть с плохими.
31-01-2015 03:30 PM
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Создать ответ 




Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)